Неаполь

      Церкви:

      Южная Италия

      Оглавление сайта

Сан-Доменико-Маджоре

В самом центре исторической части Неаполя находится Сан-Доменико-Маджоре, один из важнейших религиозных комплексов города - как с исторической, так и с художественной точек зрения. Его было видно прямо из окон квартиры, которую мы снимали в Неаполе.

S_Italy
Фото 1. Слева - храм Сан-Доменико-Маджоре, «притворившийся замком». В центре одноименной площади стоит обелиск 17-го века, воздвигнутый монахами-доминиканцами в честь окончания очередной эпидемии. На его вершине - фигура св. Доминика.

Этот комплекс тесно связан не только со св. Домиником, но и с несколькими другими громкими именами. Наряду с королями арагонской династии (которые в этом храме захоронены), назовем также св. Фому Аквинского (его монастырскую келью и часовню можно посетить) и таких художников как Рафаэль, Караваджо и Пьетро Кавалини (чьи работы в этой церкви находятся или были там не так давно). Но обо всем по порядку.

S_Italy
Фото 2. Пьяцца Сан-Доменико-Маджоре окружена бывшими палаццо, в одном из которых (на фото - слева, желтого цвета) мы снимали квартиру. О «дворцовом» прошлом нашего «палаццо» догадаться было практически невозможно (поэтому ставлю кавычки): здание многократно перестраивали, сейчас это многоквартирный дом.

То, что видно с площади, является задней частью храма, где расположена алтарная абсида. К ней слева примыкает монументальная лестница.

S_Italy
Фото 3. Лестница ведет к одному из входов в храм.

S_Italy
Фото 4. Готико-ренессансный портал, украшающий вход в храм со стороны Пьяцца Сан-Доменико-Маджоре, датируется серединой 15-го века.

А главный фасад, и соответственно, главный вход в Сан-Доменико-Маджоре находятся со стороны одноимённого переулка.

S_Italy
Фото 5. Главный вход в храм. С правой стороны фасада - колокольня 18-го века, а рядом с ней - вход в монастырь Сан-Доменико.

Церковь Сан-Доменико-Маджоре построена в 1283-1324 годах, основные работы осуществлены при короле Карле II Хромом. Впоследствии ее многократно перестраивали, поэтому чистоту стиля искать здесь бесполезно. Тем не менее, обычно пишут, что этот храм - «типичный образец готико-анжуйской архитектуры». Изначально церковь действительно была возведена в соответствии с классическими канонами готики, с тремя нефами, боковыми часовнями, большим трансептом и многоугольной абсидой.

S_Italy
Фото 6. Внутреннее трехнефное пространство церкви с готическими сводами и арками огромно (76×33×26,5 м).

Наибольшие изменения произошли в 17-18-м веках, когда храм был перестроен в соответствии с господствовавшей в то время барочной стилистикой.

S_Italy
Фото 7. Оригинальный балочный потолок был заменен в 1670 году кессонным с позолотой потолком в стиле барокко. Пол - работа Доменико Антонио Ваккаро, который выполнил его с нуля в 1732 году.

Здание сильно пострадало во время бомбардировки «союзников» в 1943 г., что привело к необходимости новой реставрации в 1953, а затем и в 1991 годах. Тогда же в одной из часовен обнаружили фрески Пьетро Каваллини (о них - ниже).

S_Italy
Фото 8. Уникальный орган церкви с 1640 трубами сконструирован в 1715 году Фабрицио Чимино.

S_Italy
Фото 9. Алтарь датируется 17-м веком. В него тогда поместили полотно "Мадонна с младенцем и святым Фомой Аквинским" работы Луки Джордано, но в 1975 году оно было украдено.

S_Italy
Фото 10. Алтарь базилики отделан разноцветным мрамором.

В 1921 году церковь возвели в ранг малой базилики. Сегодня в ней двадцать семь часовен, и все они принадлежат знатнейшим семействам Неаполя. Некоторые из них имеют особую художественную ценность.

S_Italy
Рис. 11. План базилики. Номера помещений, о которых ниже идет речь, обведены кружком.

Среди наиболее примечательных часовен базилики — так называемая капелла Бранкаччо (кардинала в 1294—1312), с фресками Пьетро Каваллини, выполненными по заказу кардинала в 1308-1309 гг. Фактически это единственная часовня в церкви, в которой сохранился цикл фресок, относящихся к анжуйскому периоду, то есть к периоду строительства религиозного комплекса.

S_Italy
Фото 12. Капелла Бранкаччо, которая также называется «часовней фресок». Она закрыта решеткой, что сильно затрудняет фотосъемку.

В часовне изображены одиннадцать сцен - на трех уровнях каждой из трех стен часовни.

S_Italy
Фото 13. Схема расположения фресок Каваллини в капелле Бранкаччо: 1-2 Сцены из жизни св. Иоанна Богослова; 3 - Распятие Христа; 4-5 Пророки; 6-9 Истории жизни св. Андрея; 10-11 Истории из жизни Марии Магдалины; 12 - Уничтоженная фреска.

S_Italy
Фото 14. Левая и передняя стены капеллы.

S_Italy
Фото 15. На левой стене изображены Распятие Христа и выше - две сцены из жизни св. Иоанна Богослова.

S_Italy
Фото 16. Левая стена: Распятие Христа. Фото из сети. Эта сцена у Каваллини отличается от классической иконографии: здесь, помимо Богородицы и св. Иоанна, изображены доминиканские святые (видимо, по запросу заказчика фрески): сам св. Доминик (слева) и св. Пётр Мученик (справа).

S_Italy
Фото 17. Левая стена: две сцены из жизни св. Иоанна Богослова.

S_Italy
Фото 18. Левая стена: Мученичество св. Иоанна Богослова. Святой Иоанн мог трижды погибнуть, но Господь все три раза его спас. Один раз при отравлении ядом, другой раз при попытке сварить его живьем в котле (на фреске выше) ...

S_Italy
Фото 19. ... и один раз при кораблекрушении. Поистине, Бог любил и берег своего любимого ученика.

Передняя стена капеллы в основном посвящена историям жизни св. Андрея.

S_Italy
Фото 20. Верхняя часть передней стены: вверху - пророки; в нижнем ряду слева - призвание святых Петра и Андрея; справа - св. Андрей перед проконсулом Эгеатом, приказавшим его распять.

S_Italy
Фото 21. Передняя стена: призвание святых Петра и Андрея. Тема взята из Евангелия от Матфея (4:19), описывающего момент, когда Христос призвал двух братьев-рыбаков быть его учениками:"Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков". Они немедленно оставили свои сети и последовали за ним.

S_Italy
Фото 22. Нижняя часть передней стены: слева - посмертное чудо св. Андрея, справа - распятие св. Андрея.

S_Italy
Фото 23. Передняя стена: посмертное чудо св. Андрея. Затрудняюсь сказать, какое именно из чудес имеется в виду, но наверняка что-то связанное с воскрешением из мёртвых.

S_Italy
Фото 24. Передняя стена: распятие св. Андрея. Обращает на себя внимание, что крест, на котором распят святой Андрей - не косой, как его обычно принято изображать. Слева - дьявол забирает душу умирающего проконсула Эгеата, приказавшего распять апостола.

На правой стене истории из жизни Марии Магдалины размещены на двух панелях. Самая нижняя фреска на правой стене «Ужин в доме Леви» была разрушена надгробным памятником семьи Бранкаччо.

S_Italy
Фото 25. Правая стена: вверху - Мария Магдалина в пещере Сент-Бом. Внизу - Noli me tangere («Не прикасайся ко Мне»). Это евангельский сюжет, описывающий первое после Воскресения явление Христа Марии Магдалине.

S_Italy
Фото 26. Правая стена: Мария Магдалина в пещере Сент-Бом, куда раскаявшаяся Магдалина удалилась, чтобы жить в одиночестве. Ее длинные волосы скрывают ее наготу.

Выделим еще несколько часовен в этой базилике, связанных с громкими именами. Например, большую боковую капеллу Распятия, соединенную с правым нефом. Она - одна из самых больших в базилике, и внутри нее есть еще две часовни. В этой капелле находились некоторые важные произведения, которые по тем или иным причинам позже были перемещены оттуда. Так, «Мадонна с рыбами» Рафаэля теперь экспонируется в музее Прадо в Мадриде. А панель с Распятием 13-го века (здесь замененная фоторепродукцией) теперь можно увидеть в келье св. Фомы Аквинского (об этом - ниже).

S_Italy
Фото 27. Капелла Распятия.

S_Italy
Фото 27a. Мадонна с рыбой. Рафаэль написал ее в 1513-14 гг. для капеллы Св. Розалии (внутренняя часть капеллы Распятия). Сейчас это полотно - в музее Прадо в Мадриде.

S_Italy
Фото 28. Часовня дяди Андреа (названа так в честь полюбившегося прихожанам доминиканского монаха). Здесь в 17-м веке висело полотно Караваджо «Бичевание Христа» (1607). Теперь оно обитает в неапольском музее Каподимонте.

S_Italy
Фото 28a. Караваджо. «Бичевание Христа» (1607). Раньше полотно висело в Сан-Доминико-Маджоре.

S_Italy
Фото 29. Часовня Св. Иоанна Крестителя со скульптурой авторства неаполитанского мастера Джироламо Д'Ауриа.

S_Italy
Фото 30. Часовня Мадонна делла Неве (Снежная Мадонна) с мраморным алтарем (1536), выполненным знаменитым неаполитанцем Джованни да Нола.

А мы теперь направимся в ризницу Сан-Доменико-Маджоре, которая расположилась справа от главного алтаря базилики. Вход туда платный, но оно того стоит. Это большое прямоугольное помещение, оформленное в барочных традициях в 18-м веке.

S_Italy
Фото 31. Барочный интерьер ризницы. Мраморный пол и мебель - 18-го века.

S_Italy S_Italy
Фото 32ab. Своды ризницы с фреской Франческо Солимены «Триумф веры доминиканцев над ересью» (1709).

Но самое интересное в этой ризнице - то, что в ней покоятся останки 45 членов арагонской королевской династии и приближенной к ним знати. И что еще удивительнее - гробы с забальзамированными останками помещены не в подполе, как это обычно делается в церквях, а все они расположены на балконе по периметру ризницы.

S_Italy
Фото 33. Гробы, обитые материалами ярких цветов, на балконе ризницы.

S_Italy
Фото 34. Четыре гроба стоят особняком, имеют белую обивку и на каждом висит портрет.

S_Italy
Фото 35. В этих гробах "между небом и землей" почивают три короля и одна королева из Арагонской династии в Неаполе: Альфонс V Великодушный (основатель династии), Фердинанды I и II Арагонские, жена (и одновременно тетка) Фердинанда II королева Джованна Арагонская. Правда, останки Альфонса V в 1666 году были перенесены в Испанию, в монастырь Поблет. Тем не менее, саркофаг с именем Альфонса V сохранился и в этом храме.

Эта серия мумий уникальна для Италии не только своей древностью и превосходной сохранностью тел, но и тем, что они являются значимыми историческими фигурами. В настоящее время в Европе известна только одна серия мумий этого типа - в Вене, в склепе капуцинской церкви, где покоятся многочисленные тела императоров и принцев Габсбургов.

Из ризницы есть выход в сокровищницу церкви, где хранятся и экспонируются украшения из золота и серебра, дорогие облачения неаполитанской знати и доминиканских епископов и т.п., которые ныне используются в торжественных случаях и праздничных культовых процессиях. Мы там побывали, но снимки куда-то затерялись.

Базилика Сан-Доминико-Маджоре является частью бывшего (и более старого, чем церковь) доминиканского монастырского комплекса. На его территории в 13—16-м веках находился Неаполитанский университет, где в 1239—1244 годах учился и принял решение стать доминиканцем Фома Аквинский, известный итальянский богослов и философ. В 1272-73 годах он преподавал там теологию. Знаменитыми выпускниками этого университета были также Джордано Бруно и Томмазо Кампанелла.

S_Italy
Фото 36. Портрет Фомы Аквинского. Художник - Франческо Солимена. 18-й век. Святой изображен с солнцем на груди (символ эрудиции), книгой и пером, а также с "голубем вдохновения". Фома Аквинский был канонизирован католической церковью в 1323 году как святой, а в 1879 году его учение - томизм (от Thomas, английского варианта его имени) — признали официальной философской доктриной католицизма.

Сейчас в монастыре организован небольшой мемориал, посвященный Фоме Аквинскому. Он размещен в двух небольших комнатах, в которых будущий святой жил своей монашеской жизнью и занимался с учениками. После смерти Фомы одна из этих комнат была преобразована в часовню, вход в которую оформили в мраморе.

S_Italy
Фото 37. Вход в часовню Фомы Аквинского.

Над алтарем часовни находится оригинальная картина 13-го века c Распятием Христа. Та самая, перед которой молился св. Фома и с которой, по легенде, Христос говорил с ним.

S_Italy
Фото 38. Часовня Фомы Аквинского со знаменитым изображением Распятия. Раньше эта картина висела в капелле Распятия в храме Сан-Доминико-Маджоре.

S_Italy
Фото 39. Легенда утверждает, что во время молитвы Фома услышал Голос: "Фома, ты правильно писал обо мне. Какой награды ты желаешь?", и нерастерявшийся Фома скромно ответил: "Мне не нужно никого, кроме Тебя".

Фома Аквинский считается также одним из основоположников испанской инквизиции. В частности, известно следующее его изречение: "Смерть является справедливым наказанием, которое светская власть накладывает на фальшивомонетчика. Следовательно, смерть должна быть справедливым возмездием и для еретика, чьё преступление значительно серьёзнее, ибо жизнь души гораздо важнее, чем жизнь телесная."

{↑}

Сан-Грегорио-Армено

Церковь Сан-Грегорио-Армено расположена на одноименной улице (Via San Gregorio Armeno) c очень любопытной традицией: здесь торгуют различными аксессуарами для создания презепе (рождественских вертепов), чрезвычайно популярных в Неаполе. Целая улица, целиком и полностью отданная на откуп создателям презепе, производит впечатление: здесь находятся маленькие магазинчики, где продаются как сами презепе, так и комплектующие к ним (фигурки персонажей, крошечная мебель, маленькие животные, предметы обихода, блюда с едой и т. п.). Говорят, что нигде в Италии не найти большего разнообразия: начиная от вертепных каркасов и до миниатюрных компонентов, которыми можно заполнить рождественские домики и пещеры. Находиться на этой улице непросто - приходится с трудом пробираться сквозь толпу туристов, осматривающих выставленные сокровища.

S_Italy
Фото 0. Улица Via San Gregorio Armeno с рынком конструкторов для презепе.

В суматохе Виа-Сан-Грегорио-Армено вход в церковь легко пропустить, поэтому приводим ниже его фотографию.

S_Italy
Фото 1. Вход в церковь со стороны Via San Gregorio Armeno, чуть ниже перекрёстка с Via Tribunali, главного римского декумануса Неаполя.

История возникновения храма уходит в 8-й век, когда в Византии началась компания иконоборчества. В это время много греческих монастырей в полном составе снималось с места и бежало в Южную Италию под защиту правивших там норманов. Одним из таких коллективных беженцев был греческий женский монастырь, живший по уставу Василия Великого (василианки). Монахини привезли собой в Неаполь свою святыню - мощи св. Григория Просветителя (252-326), первого католикоса всех армян. В последующие века монастырь превратился из греческого в латинский и из василианского в бенедиктинский. Современные здания как церкви, так и монастыря датируются концом 16-го века и имеют пышную барочную отделку 18-го века.

S_Italy
Фото 2. Пышный барочный интерьер церкви. В ней только один неф, что редкость для неаполитанских церквей.

S_Italy
Фото 3. Контрфасад, над которым расположены хоры.

S_Italy
Фото 4. На контрфасаде Лука Джордано в 1684 году написал цикл фресок, разделенный на три части: слева — «Прибытие византийских монахинь на берега Неаполя», в центре — «Перенос мощей святого Григория», справа — «Приём монахинь неаполитанцами».

S_Italy
Фото 5. В конце нефа напротив друг друга расположены два больших барочных органа.

S_Italy S_Italy
Фото 6-6a. Органы построены в 1737-1742 гг. мастером Томасо де Мартино. Функционально для церкви вполне хватило бы одного органа, но для красоты сделали два симметричных.

S_Italy
Фото 7. Кесонный потолок, украшенный картинами Теодоро д'Эррико и резьбой различных неаполитанских мастеров, был создан в 1580-1584.

S_Italy
Фото 8. Мраморный главный алтарь конца 17-го века. В центре - панель "Вознесение".

S_Italy
Фото 9. Купол расписан неполитанским художником Лука Джордано, который за быстроту, с которой он работал, получил прозвище «Luca Fà-presto» («Лука, делающий быстро»).

S_Italy
Фото 10. Капелла Св. Григория, где хранятся его мощи. На передней стене — картина «Святой Григорий и ангел» Франческо ди Марии (1658). По бокам капеллы - две картины Франческо Фраканцано.

S_Italy S_Italy
Фото 11bc. Два больших полотна по бокам капеллы (1635-37) кисти Франческо Фраканцано. На фотографиях, взятых из Википедии, представлены центральные фрагменты картин.

На картине слева Святого Григория бросают в колодец, а справа Царь Тиридат умоляет святого Григория вернуть ему человеческий облик. Армянский царь Тиридат поначалу преследовал христиан и бросил св. Григория в колодец, где тот выжил. Тиридат между тем был наказан за свои зверства тем, что превращён в зверя. Он обратился за помощью к Григорию и тот, заставив Тиридата помолиться о своих жертвах, вернул ему человеческий облик. Эти картины Фраканцано считаются шедеврами неаполитанского 17-го века; в них видят влияния Караваджо и Джузеппе Риберы, учителя Фраканцано.

S_Italy
Фото 12. Хоры. С них можно хорошо разглядеть резной потолок ...

S_Italy
Фото 13. ... и неф церкви.

S_Italy S_Italy
Фото 14ab. Часовня Рождества с картиной Помпо Ландульфо "Поклонение волхвов".

Чтобы попасть в клуатр, нужно выйти из церкви на улицу, повернуть налево и пройти в сторону Виа Трибунале. У первого же угла находится решетка, за которой вверх поднимается монументальная лестница, ведущая к входу в монастырь.

S_Italy S_Italy
Фото 15ab. Монументальная лестница ведет к порталу над входом в монастырь. Портал выполнен из орехового дерева и обрамлен мраморной аркой, где по периметру находится фресковая композиция начала 18-го века, прославляющая св. Бенедикта.

S_Italy
Фото 16. Почти сразу за порталом находится вход в монастырский клуатр, возведённый в 1572-74 гг. одновременно с новой церковью. Расположенные на 2-м и 3-м этажах кельи монахинь выходят на огражденные балюстрадами террасы, с которых они могли любоваться внутренним двориком, засаженным апельсиновыми деревьями. В этот монастырь принимали девушек только из знатных неаполитанских семей, поэтому условия проживания у них были достаточно комфортными.

S_Italy
Фото 17. Капелла Богоматери Одигитрии (Путеводительницы), находящаяся в клуатре. Это сохранившаяся часть средневековой церкви, которая была спасена от сноса в 16-м веке благодаря преданности монахинь Мадонне. В 18-м веке капеллу отреставрировали, украсив мрамором и установив новый алтарь, а также заказали Паоло Де Маттеису 18 полотен с сюжетами из жизни Девы Марии, которые были развешаны на стенах. Над алтарём поместили остатки фрески 13-го века, изображавшей Мадонну с Младенцем и святыми Иоанном Евангелистом и Иоанном Крестителем по обе стороны.

Главным украшением клуатра является великолепный барочный фонтан 18-го века со статуями Христа и Самаритянки, возведёный по просьбе настоятельницы монастыря. Сюжет фонтана позаимствован из Евагелия от Иоанна (Ин.4 7-29) о встрече и разговоре Христа с женщиной у колодца в Самарии. Попросив у самаритянки напиться, Христос, в завязавшейся беседе, открывает ей свою божественную сущность и потом обращает в Истинную веру её и много её соплеменников-самарян.

S_Italy
Фото 18. Скульптурная композиция "Христос и Самаритянка" рядом с фонтаном. S_Italy
Фото 18a. По периметру фонтан окружен четырьмя клумбами с апельсиновыми деревьями. S_Italy
Фото 18b. Скульптуры Христа и Самаритянки выполнены неполитанским мастером Маттео Боттильери (1684–1757).

S_Italy
Фото 19. Трапезная, построенная в 1680-85 гг. Вдоль боковых стен размещены картины на евангельские сюжеты из мастерской Франческо Солимены, а по обоим концам — фрески, изображающие свадьбу в Кане Галилейской и умножение хлебов.

S_Italy
Фото 20. Гостинная настоятельницы монастыря в стиле рококо (конец 18-го века).

{↑}

Сан-Лоренцо-Маджоре

Францисканская церковь Сан-Лоренцо была заложена по указу Карла I, первого неаполитанского короля из Анжуйской династии в конце 13-го века, и закончена уже его сыном, Карлом II. Поскольку Анжуйская династия происходила из Франции, первые архитекторы храма были приглашены именно оттуда и придали церкви характерные черты французской готики. Впоследствии храм не раз реконструировали местные архитекторы, осуществившие, в том числе, барочные реставрации в 17-18 веке, которые особенно затронули фасад церкви, полностью перестроенный в 1742 году. Начиная с 1882 года, реставрации, которые протянулись до второй половины 20-го века, постепенно устранили барочные дополнения (за исключением фасада) и вернули храму его первоначальный готический облик. Храм посещали известные итальянцы: Джованни Боккаччо влюбился в свою музу Фьямметту, прекрасную Марию д'Акино, дочь короля Роберта Анжуйского, увидев её в базилике Сан-Лоренцо во время мессы в Великую субботу 1334 года. Позже он посвятил ей повесть «Элегия мадонны Фьямметты», написанную в 1344 г. Петрарка спасался от дождя в клуатре обители в 1343 г.

S_Italy
Фото 1. Барочный фасад и колокольня церкви Сан-Лоренцо.

S_Italy
Фото 2. Внутри церковь восстановлена в первоначальном готическом виде.

S_Italy
Фото 3. Церковь однонефная (как и положено у францисканцев), с абсидой в стиле французской готики, уникальное явление в Неаполе.

S_Italy
Фото 4. Монументальный алтарь выполнен неаполитанским скульптором Джованни да Нола около 1530 г. Это одно самых красивых произведений эпохи Возрождения в Неаполе. В верхней части видны статуи святых Лаврентия, Антония и Франциска.

S_Italy
Фото 5. Барочная часовня Какаче (Capella Cacace), находящаяся с правой стороны нефа, украшена инкрустациями из разноцветного мрамора. Работа неаполитанского скульптора Козимо Фанзаго, середина 17-го века.

S_Italy S_Italy
Фото 6. Ещё одна барочная жемчужина, сохранённая в Сан-Лоренцо, - часовня Св. Антония, также работы Козимо Фанзаго. В алтаре - картина со св. Антонием в окружении ангелов работы Леонардо да Безоццо.

В церкви есть несколько заметных средневековых гробниц со скульптурными композициями. Самая знаменитая из них - гробница Екатерины Австрийской, жены Карла Анжуйского, наследника неаполитанского престола. Её надгробие представляет собой табернакль, опирающийся на четыре витых колонны, в свою очередь покоящихся на фигурах львов. Саркофаг поддерживают, подобно кариатидам, две женские статуи, изображающие Надежду и Милосердие.

S_Italy
Фото 7. Гробница Екатерины Австрийской. Работа скульптора Тино ди Камаино (1323).

S_Italy S_Italy
Фото 8ab. Две гробницы 14-го века.

S_Italy
Фото 9. Ещё одно захоронение 14-го века, а над ним остатки фрески "Рождество", приписываемой школе Джотто.

S_Italy
Фото 10. Примыкающий к церкви клуатр 18-го века представляет собой последнюю модификацию оригинального готического клойстера, построенного ещё в 14-м веке. В центре клуатра находится мраморный колодец работы скульптора Козимо Фанзаго.

S_Italy
Фото 11. Из клуатра можно зайти в готический капитулярный зал, построенный ещё в 13-м веке. Его крестовые своды поддерживаются двумя римскими гранитными колоннами. На стенах находятся фрески с изображением "францисканского дерева", внутри которого можно узнать знаменитых францисканцев: учителей церкви, пап, кардиналов и святых. Фрески выполнены художником Луиджи Родригесом в 1608 году.

S_Italy
Фото 12. Своды капитула расписаны фресками с гротескными сюжетами всё тем же Луиджи Родригесом.

S_Italy
Фото 13. Готика и гротеск - нечасто встречющееся сочетание.

S_Italy
Фото 14. По соседству с капитулярным залом находится т.наз. комната Сикста V, на самом деле бывшая монастырская трапезная размерами 40х12 м. Она датируется 1230 годом, но сохранившаяся роспись её сводов выполнена также Луиджи Родригесом в начале 17-го века. Свод разделен на семь отсеков, в каждом из которых изображена какая-то добродетель. Нижние части стен не имеют фресок: первоначально они были украшены гобеленами. Ниже - четыре добродетели, которых мы отсняли.

S_Italy
Фото 15. Провидение (Providenza). S_Italy
Фото 15. Милосердие (Clemenza). S_Italy
Фото 15. Великодушие (Affibilita). S_Italy
Фото 15. Гравитация (Gravita). Вот это непонятно, что за добродетель такая?

S_Italy
Фото 16. Из клуатра можно спуститься в подземелье и увидеть раскопанные фрагменты античного города, в том числе римскую улицу с выстроившимися в ряд лавками. Это фрагменты городского рынка, который когда-то там находился. Фото из сети, мы лазили под землю в другом месте.

{↑}

Сан-Паоло-Маджоре

Церковь Св. Павла стоит на улице Via Tribunali, бывшей римской Decumanus Maximus. В античные времена на этом месте находился храм Диоскуров (Tempio dei Dioscuri Napoli), возведённый в 1-м веке и посвящённый близнецам — Поллуксу и Кастору, которые, согласно греческой мифологии, были рождены Ледой. Братья очень почитались в южных частях Великой Греции как покровители моряков и защитники кораблей от шторма. Нынешнее здание церкви датируется 17-м веком и оформлено в стиле барокко. От античного храма до наших дней сохранились только две 11-метровые коринфские колонны, симметрично расположенные по сторонам от главного входа.

S_Italy
Фото 1. Фасад церкви с внушительной лестницей.

Резкий контраст сдержанному оформлению фасада - внутреннее убранство храма. Сан-Паоло-Маджоре – это роскошь барокко с его богатым декором из мрамора и позолоты, скульптурных групп, бесчисленных фресок и полотен неаполитанских мастеров 17-18-го веков. Церковь знаменита своим алтарём, выложенным разноцветным мрамором, и двумя картинами известного неаполитанца Франческо Солимены в ризнице (туда попасть не удалось из-за проходившей службы).

S_Italy S_Italy
Фото 2-3. В главном нефе церкви.

S_Italy S_Italy
Фото 4ab. На потолке и стенах центрального нефа в середине 17-го века были выполнены великолепные фрески с эпизодами битвы неаполитанцев с сарацинами, а также с целым циклом сюжетов из жизни святых Петра и Павла авторства Массимо Станционе (Massimo Stanzione), художника неаполитанской школы живописи. Сегодня потолок сохранил только фрагменты этих фресок, так как крыша здания была сильно повреждена в результате американских бомбардировок в период ВМВ.

S_Italy
Фото 5. Инкрустированный разноцветным мрамором алтарь.

S_Italy S_Italy
Фото 6ab. В боковых нефах.

S_Italy
Фото 7. Мадонна с Младенцем в одной из часовен.

{↑}

Список глав по Юж.Италии

Оглавление сайта

      Музеи:

      Прочее: